Основой работы по развитию речи детей от трёх до семи лет является Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.В. Васильевой, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка до семи лет.
На первый план в Программе выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая и раскрывающая у ребенка индивидуальные особенности. Ведущие цели- развитие речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Структура:
* младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет
* средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет
* старший дошкольный возраст - от 5 до 6 лет
В программе определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года жизни, предложен перечень литературных произведений, дидактических и подвижных игр.
Зачем заниматься в наших дошкольных группах?
Расширяется словарный запас ребёнка.
Малыш учится составлять рассказ по картинке.
Ребенка обучают правильному построению предложения и фразы.
Диагностируют речевое развитие ребенка.
Детей учат слышать и различать звуки, развивают правильное звуковое произношение.
В программу входит: 1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие активного словаря детей.
4. Развитие лексико-грамматического строя речи.
5. Развитие связной и фразовой речи.
6. Развитие мелкой моторики.
Для чего необходимо
развитие артикуляционной моторики ребёнка?
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Формирование и развитие
фонематического слуха у дошкольников
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.
Формирование словарного запаса
у детей дошкольного возраста
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше (с 3—4 лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребенок должен овладеть системой родного языка уже к 4,5—5 годам. Если смысл грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе.
Развития связной и фразовой речи
Одной из задач при подготовке ребенка к школе является развитие связной речи. Ребенок должен грамотно и логично строить высказывания, уметь пересказывать предложенный материал. У детей с нарушением речи страдает связная речь, нарушен грамматический строй речи. Эти дети с испытывают трудности при составлении рассказа и пересказа. Если ребенок приходит с такими проблемами в школу у него возникают трудности в обучении. Поэтому важно, чтобы родители уделяли время на исправления этих нарушений у детей.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Развитие мелкой моторики рук очень важно, так как центр, отвечающий за активную речь, располагается в головном мозге, в непосредственной близости с центром, который несет ответственность за движения кистей рук.
Следовательно, если мы активно стимулируем один из этих центров, то вместе с ним активируется и другой.
Кроме того, есть и еще одна не менее важная причина, на основании которой необходимо развивать мелкую моторику. Полученные навыки пригодятся ребенку в дальнейшем, когда ему будет нужно самому застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит, с какой скоростью ребенок научится держать в руках карандаш, кисточку и ручку.
Дорогие родители!
Занятия по развитию речи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит, как разбирается в окружающем. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать органы слуха, не допускать хронических насморков. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами.
Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите быстро.
Встречая в заданиях знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает связи между ними, учится передавать словами увиденное. У него растет активный словарь (слова, которые он употребляет в речи), нормализуется грамматический строй, произношение.
Начиная занятие, сами проявите заинтересованность. Создайте положительный эмоциональный настрой и спокойную обстановку. Занятия проводите не от случая к случаю, а достаточно регулярно.Не занимайтесь долго.Когда вы почувствуете, что ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другой теме. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились. Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже известное. Время от времени повторяйте пройденные темы. Не забывайте хвалить ребенка. Почаще задавайте вопрос "Почему?" Не раздражайтесь, если ребенок понял вас не с первого раза. Помогите наводящими вопросами. Наберитесь терпения!
К каждой теме даются советы и пояснения для родителей. В упражнениях дана не только система необходимых ребенку знаний, но и показано, как нужно подходить к материалу, как помочь понять и усвоить определенную тему. Приводится также много упражнений, помогающих развитию мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи, сходство и различие между предметами.
УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!
Перед тем как выполнять задание, побеседуйте с малышом, объясните ему, что нужно сделать. Ребёнок должен как можно больше говорить. Поощряйте это. Очень хорошо, если малыш сможет самостоятельно справиться с заданием. Следите за тем, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова в словосочетаниях и предложениях. Мягко и тактично поправляйте его.
*** Образовательный Центр для детей и молодёжи "Новое Поколение" ***
Сentrum voor kinderen en jongeren Nieuwe Generatie vzw